Арзамас-Сити.RuАрзамасСайт города Арзамас
Нижегородской области
Карта Арзамаса
Карта Арзамаса
20 апреля 2024, суббота
+7 °Cясно, без осадков
сейчас утром
$93.44 99.58

Генеральный директор ЗАО «Арзамасский хлеб» А. А. Крайнов: «Мы понимаем неизбежность перемен и постоянно к ним готовы»

Традиционно в начале года мы встречаемся для обстоятельной беседы с генеральным директором ЗАО «Арзамасский хлеб» А. А. Крайновым. Алексей Анатольевич – частый гость на страницах нашей газеты прежде всего потому, что его предприятие выпускает главный продукт потребительской корзины – хлеб, который всему голова. А ведь в его производство вложены огромный труд «армии» людей, решение тысяч вопросов, таланты пекарей и кондитеров… А значит простор для творчества журналисту здесь есть всегда.

–?Алексей Анатольевич, сколько новинок было предложено потребителям в 2011 году? Какие их главные достоинства?

– Мы ведем активную ассортиментную политику и в этом вопросе никогда не останавливаемся. Особый акцент в 2011 году предприятие сделало на линейку диетических изделий – хлебов, способствующих улучшению здоровья. В прошлом году выпустили 5 новинок: багет «Лакомый кусочек», хлеб «Тысяча зерен», батон «Французский», хлеб с отрубями и хлеб «Царский». Все это очень полезные хлеба, выбранные нашей лабораторией из тысячи подобных изделий. К нашему огромному сожалению, результаты этой громадной работы оказались ниже, чем мы ожидали. Дело в том, что в Арзамасе, да и на юге Нижегородской области в целом тенденции потребления хлебобулочных изделий кардинальным образом отличаются от общероссийских. И если в крупных городах сдобные и слоеные изделия мелкого развеса со сладкими начинками – конфитюром, вареньем, повидлом, а также диетические хлеба с семечками, злаковыми, различными вкусовыми смесями, посыпанные маком, кунжутом, с тертым сыром, картофелем, творогом и так далее – это самый динамично развивающийся сектор хлебобулочного рынка, то у нас в родном городе данные позиции пока не становятся хитами продаж. Практически незаметно для покупателей прошел вывод на рынок в декабре слоеного рулета с мандариновой начинкой, пирогов «Арзамасских» с брусникой, а также пончиков «Берлинских» с ананасовой и творожной начинкой.

– Как вы намерены повлиять на так называемое «покупательское поведение»? Будете продолжать двигаться в продвижении диетических хлебов или…

– Мы продолжаем увеличивать продажи в сегменте диетических хлебов, способствующих улучшению здоровья, а также изделия с начинками. В январе у нас появились уникальные хлеба: томатный хлеб с неповторимым вкусом и низкокалорийный хлеб, не имеющий аналогов во всей Нижегородской области! А для пирогов «Арзамасских» мы разработали экзотическую начинку – апельсин плюс ананас.

Что касается кондитерской продукции, то в первом полугодии мы постараемся реализовать грандиозный проект по разработке нового ассортимента во всех кондитерских группах: торговая марка «Арзамасские торты» будет дополнена новинками из серии домашних тортов, а также тортами с так называемой европейской отделкой; торты VERSAL получат помимо 4 новинок кардинально другой вкус; будет полностью изменена отделка детских тортов «Рыжик» и «Цыплята»; фитнес-торты получат новую уникальную йогуртовую основу.

– У вас есть авторские запатентованные продукты, которых нет у конкурентов?

– У нас огромное количество собственных разработок. Патентов нет, так как это не принято в хлебобулочной отрасли. А что касается кондитерских изделий, то мы в свое время провели огромную работу – разработали и запатентовали 4 уникальные торговые марки на рынке кондитерских изделий в 2009 году: «Арзамасские торты», торты премиум-сегмента «VERSAL», а также всеми любимые «Детские торты» и «Фитнес-торты». Данные патенты подтверждают, что никто на территории Российской Федерации не вправе использовать данные словосочетания на этикетках своих кондитерских изделий. Более того, наш дизайн и яркая визуализация продукции также находятся под охраной патентов.

– Когда вас спрашивают о натуральности ваших продуктов, какие обычно вы предоставляете доказательства, чем оперируете? Чем выгодно в этом смысле отличаетесь от конкурентов?

– Первый, самый простой, и главный аргумент – естественный, здоровый вкус. Вы знаете, можно проводить разные экспертизы, делать всевозможные анализы, но собственные вкусовые ощущения довольно трудно обмануть. Посмотрите также на срок годности. Известно, что чем он меньше, тем натуральнее продукт. Конечно, в этом вопросе мы во многом зависим от поставщиков, и хорошо, что конкуренция на рынке позволяет нам выбирать самые лучшие ингредиенты. Что касается конкурентов, это, во-первых, иногородние производители, а, во-вторых, я твёрдо убеждён, что здравомыслящий потребитель всегда сделает выбор в пользу натурального продукта, кем бы он ни производился.

– Ничего не спросила о результатах года… Статистика радует?

– В 2011 году было произведено более 13 тысяч тонн хлебобулочной и 440 тонн кондитерской продукции. Все это ненамного, но меньше чем в 2010 году. Несмотря на незначительный рост выручки (итоговая стоимость товарной продукции составила около 500 миллионов рублей), производство по-прежнему остаётся низкорентабельным.

– Какую оценку по итогам года вы ставите себе как генеральному директору и работе предприятия, трудового коллектива?

– На мой взгляд, в 2011 году предприятие в целом и весь его управленческий и производственный аппарат по отдельности сработали на хорошем уровне. Основные критерии – это стабильная и эффективная работа, соблюдение закона, отсутствие кризисной ситуации. Хотя многие проблемы остались нерешёнными, а какие-то обозначились вновь – всё это уже стало привычным. Если сохраним здоровый оптимизм и безусловную ориентацию на устранение проблем, в будущем будем работать не хуже.

– Сколько средств потратили на благотворительность? Чьими шефами являетесь? Не обременительно ли быть меценатом?

– Вы знаете, как это ни странно, ни противоречиво, а ЗАО «Арзамасский хлеб» только по форме – предприятие капиталистическое. Мы традиционно в больших масштабах ведём такого рода деятельность. Оказываем помощь своим работникам, некоммерческим структурам: различным фондам, учреждениям здравоохранения и образования. Причём поддержка оказывается не только финансовыми, но и кадровыми ресурсами. А такие виды помощи, как вы понимаете, ни в каких отчётах и сводках не фигурируют. Поэтому в большинстве случаев наша благотворительная деятельность осуществляется, так скажем, «по-тихому», не афишируется. Конечно, кому-то отказываем – приходится выбирать, бывает, помощи требуют от нас под административным нажимом. В принципе, делиться прибылью не жалко, если видишь – кому и зачем, а в ответ получаешь искреннюю благодарность.

– Вы по-прежнему держите марку добросовестного налогоплательщика?

– Назову цифру – более 90 миллионов рублей налогов и прочих обязательных платежей было и будет доперечислено по итогам работы в 2011 году. Если сравнить это число с уже упомянутыми 500 миллионами рублей выручки, то станет понятно, что с каждого рубля проданной продукции 18 копеек нужно заплатить налогов.

А вообще, несмотря на отсутствие в последнее время соответствующих регалий, считаю, что ЗАО «Арзамасский хлеб» является даже слишком добросовестным налогоплательщиком. И прежде всего потому, что мы вообще не используем никакие схемы уменьшения налогового бремени. Такая добросовестность иногда выходит нам боком. Действительно, часто вовремя платить не получается. Ведь мало продать, нужно еще и получить денежные средства с покупателей.

– Какие у вас сегодня отношения с Федеральными торговыми сетями?

– В целом я рассматриваю их как стабильные, плодотворные и взаимовыгодные. Мы как современное динамично развивающееся предприятие знаем, куда движемся, и не боимся конкуренции. Наша миссия заключается в том, чтобы производить продукты питания наивысшего качества с уникальными характеристиками. Именно эти наши гарантии и привлекают торговые сети, которые для нас являются ключевыми партнерами.

– Сегодня много говорится о корпоративной культуре предприятий. Считаете ли вы, что корпоративные ценности также в немаловажной степени влияют на успех?

– Безусловно. Любые изменения стратегического характера, к которым мы сегодня стремимся, требуют огромных человеческих ресурсов. Все перемены удачно внедряются, только если персонал готов к ним. У нас есть такой внутрикорпоративный девиз: «Мы понимаем неизбежность перемен и постоянно к ним готовы». Самое важное – это в правильной форме донести до персонала ценности компании, ее корпоративные правила. Мы убеждены, что чем прозрачнее стратегия развития, тем проще проводить изменения. Ошибка многих руководителей в том, что они делают закрытой информацию о деятельности предприятия, ее результативности, направлении развития. Даже если информация негативная, все равно ее нельзя скрывать. В таких случаях просто необходимо усиливать командный настрой, направленный на решение возникающих проблем. Так проще работать, и персонал к этому привыкает. Командой мы называем сотрудников, заинтересованных в развитии Арзамасского хлебокомбината и отдающих максимум сил для достижения его целей. Все остальные варианты – это масса людей, пришедшая на предприятие исключительно за деньгами и возможностью воспользоваться служебным положением.

Наш персонал – наша ценность. Мы видим его сегодня ответственным, инициативным, порядочным, лояльным к предприятию, компетентным. Главенствующим принципом, непосредственно влияющим на наш успех, является воссоединение целей и ценностей ЗАО «Арзамасский хлеб» с целями и ценностями его сотрудников. Это сложно, но считаю, что у нас получается.

– Что запланировано на 2012 год? К чему будете стремиться?

– Стратегический менеджмент – неотъемлемый инструмент в управлении любого бизнеса. От правильно выбранных направлений развития зависит позиция бизнеса на рынке. Главным стратегическим вопросом сегодня является улучшение наших конкурентных преимуществ. Нет предела совершенствованию качества продукции, стандартов обслуживания клиентов, оптимизации затрат и повышению уровня производительности. На 2012 год утверждены все ключевые направления развития предприятия – программа поддержания лояльности клиентов и продвижения продукции на новых рынках, программы инвестиций в производство и логистику. Мы непременно будем достигать поставленных целей, усиливая тем самым наши конкурентные преимущества, а значит увеличивать долю рынка.

– У вас как у генерального директора есть чувство социального оптимизма в текущем году?

– Оптимизм, конечно, присутствует! Я не сторонник концентрации только на проблемах, которые меня и наше общество окружают. Проблемы были, есть и будут, важно направлять усилия на решение этих проблем, а не на бесконечное обсуждение и поиск виновных. Что толку поддерживать пессимистичные настроения? Это деструктивный метод, только ухудшающий положение дел. Да и позиция в отношении существующих минусов должна быть взвешенной и обдуманной, основанной на детальном анализе всех объективных факторов, повлекших ее возникновение. Предчувствия относительно наступившего года положительные, носят характер ожидания чего-то позитивного. Изменения в обществе, которые я прогнозирую, будут происходить и обязательно принесут только положительные результаты.

Интервью взяла Н. МИХАЙЛОВА.

Календарь новостей