Арзамас-Сити.RuАрзамасСайт города Арзамас
Нижегородской области
Карта Арзамаса
Карта Арзамаса
2 мая 2024, четверг
+4 °Cмалооблачно, без осадков
сейчас ночью
$91.78 98.03

Претерпев сполна все горести

Из крови, грязи, нищеты духовной и физической встанет русский народ в силе и в разуме.

А. Деникин.

С выходом декрета об отделении Церкви от государства большевики стали отслеживать все действия верующих. В частности, религиозные общины обязаны были предоставлять в Совдеп списки всех своих членов. Мало того, председатель уездного исполкома Совета большевик Ф. Вавилов распорядился, чтобы Арзамасское общество хоругвеносцев имени святого благоверного князя Александра Невского согласовывало с исполкомом проведение крестных ходов. С января 1919 года контроль над религиозными шествиями установили чекисты.

Общество хоругвеносцев тогда возглавлял Н. Щегольков, который 8 марта 1917 года по собственной воле оставил пост городского головы. «Кожаные люди», как народ окрестил чекистов (за то, что носили кожаные куртки), несколько раз пытались арестовать «ярого монархиста–черносотенца» Щеголькова. А он и не скрывал своей неприязни к новой власти и в деятельности общества не видел никакой крамолы, потому что единственная цель, которую ставили перед собой хоругвеносцы, – укрепление веры и православия через участие арзамасцев в крестных ходах, через духовное просветительство.

Разногласия между Щегольковым и арзамасскими большевиками, такими, как М. Гоппуис, С. Шер возникли еще задолго до Октябрьского переворота. Они не могли ему простить того, что он, тогда городской голова, по предложению общества хоругвеносцев, запретил гуляния с музыкой и песнями, работу кинематографа и других увеселительных учреждений перед церковными праздниками. Большевиков не устраивало, что таким образом власть проявляла заботу о нравственности молодежи. Дело, однако, было не только в церковных праздниках. Предложение общества хоругвеносцев было продиктовано и тем, что летом 1915 года русская армия понесла огромные потери при наступлении германцев, Арзамас к этому времени был уже заполонен беженцами, которых не знали, куда разместить. До празднеств ли, когда льется кровь, гибнут русские люди?

И вот теперь, когда большевики захватили власть, они решили отыграться. Председатель Арзамасской уездной ЧК А. Зиновьев милостиво разрешил провести в 1919 году только четыре крестных хода, тогда как прежде в год совершали по шестнадцать. А чтобы не несли каких–либо контрреволюционных лозунгов, догляд должны были осуществлять милиция и верные большевикам латышские стрелки.

13 ноября 1919 года

Н. Щегольков скончался, и председателем общества хоругвеносцев стал Н. Перетрутов, приходившийся родственником священнику Ф. Владимирскому и семейству Страгородских. В архиве города Арзамаса сохранилось его прошение за 1924 год, в котором указаны дни и места проведения крестных ходов и ношение по городу иконы Оранской Божией Матери. Разрешение дали, но за это взыскали 2 рубля золотом. Последние крестные ходы состоялись 4 сентября – в Оранки и 11 сентября – в Алексеевский монастырь. Но уже на следующий год их запретили.

И лишь в 1992 году члены «Русского клуба» совершат крестный ход от Воскресенского собора, неся на плечах Поклонный крест, который установят на месте разрушенной церкви бывшего Всехсвятского кладбища. Их, представителей арзамасской интеллигенции, было тогда немного. Но они положили начало возобновлению православной традиции. Сегодня в крестных ходах участвуют сотни жителей города.

И в те далекие годы, и сейчас крестные ходы служили помощью в печали, а соборная молитва крестного хода даровала надежду на Божию милость. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай говорил, что крестный ход — это своего рода духовная дезинфекция, очищение от греха не только самих участников торжественного шествия, но и всех окружающих людей.

В. ПАНКРАТОВ.

Ссылка на источник: http://www.a-novosti.ru/1551-preterpev-spolna-vse-goresti.html

Календарь новостей