Арзамас-Сити.RuАрзамасСайт города Арзамас
Нижегородской области
Карта Арзамаса
Карта Арзамаса
26 апреля 2024, пятница
+22 °Cпасмурно, без осадков
сейчас вечером
$92.13 98.71

Разговор с добрым драконом

- Михаил Давидович! Нынешние дедушки и бабушки легко могут вспомнить, с каким трудом «доставали» книги для своих детей. Сейчас в книжных магазинах не только в центре, но и в провинции можно купить без проблем красочно изданные сборники сказок, стихи и рассказы классиков русской и зарубежной детской литературы, произведения для детей, созданные авторами 25-50 лет тому назад. Складывается впечатление, что литературы для самых маленьких наших граждан достаточно много. Но каково ее качество?

- Действительно, в последние годы ситуация на книжном рынке детской литературы кардинально изменилась. Очень хорошо помню наше - писательское - ощущение от того, что творилось с изданиями детской литературы в первой половине девяностых годов. Казалось, все рухнуло, детская литература потеряна навсегда. Чувства были вполне объективными: мы начали терять поколения читателей. Оставшись на какое-то время без книг, вернее, «питаясь» только старыми и весьма скудными запасами в еще сохранившихся домашних библиотеках, наши потенциальные читатели переставали быть именно читателями: появлялись другие интересы, другие соблазны. Книга стала активно вытесняться компьютером, телевидением, игровыми автоматами, всем, чем угодно; вдруг оказалось, что книге нет места в доме. Культ пошлости и роскоши, который насаждается большинством наших СМИ и который исключает книгу из обыденной жизни, делает свое дело. И все-таки детских книг сегодня издается немереное количество. Кризис недоиздания кончился, начался кризис переиздания. И тут, конечно, возникает самый резонный вопрос: что издают - и как. Думаю, у каждого, кто интересуется детской литературой или просто ее любит, накопилось уже немало претензий к издательствам, и упреки могут быть самыми разнообразными. Не буду их повторять.- Легко ли купить книги современных, по-настоящему интересных авторов?- Главная беда нашего детского книгоиздания, на мой взгляд, коренится в том, что среди издателей совсем немного таких, которые представляли бы детскую литературу «в процессе», не эклектично, не уповая на собственные воспоминания и пристрастия, не стараясь выжать максимум прибыли и превращая детскую книгу в коммерческую, - а ориентируясь на действительные интересы детской аудитории и на те имена известных и молодых писателей, которые сегодня существуют, оценены критикой и читателями-профессионалами.

Что до малышовой литературы, то мы становимся свидетелями, как в наш обиход все больше входит «поделочная» книга. Педагоги и воспитатели берут на себя роль писателей и создают доморощенные вирши, ориентируясь на необходимость определенных педагогических приемов, которые, как им представляется, нужно расцветить якобы литературой. Такими текстами переполнены всевозможные методические пособия, а то и хрестоматии и книги для чтения. Лотки завалены разными рифмовниками, бездарными азбуками, таблицами умножения или правилами дорожного движения в стихах, воскрешающими самые худшие образцы советской стенгазеты. Весь этот вал захлестывает неопытных родителей, они дезориентированы, у них нет представлений о том, что такое поэтический вкус, мера, такт, что такое «чистота звука» в детских стихах… Поэтому покупается все и тем самым в детях закладываются основы будущей глухоты к слову, неумения понимать текст, эстетической пошлости.

Из издательской работы ушла редактура, т.е. ушли знания и умения. Поэтому так трудно сегодня пробиться молодому талантливому писателю, который редко когда находит поддержку внутри издательства. Поэтому так мало книг «живых» и некоммерческих авторов…

Конечно, все упирается в деньги. Детская литература во всем мире - дотационная. А в ней, как, может, ни в какой другой, нужна площадка и для эксперимента, и для забытой классики, и для молодых. Собственно, это проблема престижа: звание детского писателя на всех этажах нашего общества должно быть престижным. И последнее: до тех пор, пока книготорговля будет ориентироваться на неразвитые, а то и ущербные вкусы большинства нынешних книготорговцев, большинство наших читателей будут лишены этого сокровища - детской литературы.- Кто знал поэта Олега Григорьева, пока вы не вырвали его из небытия Сам-издата? У нас в городе не так уж хорошо знают даже «своих» таких детских поэтов, как Елена Липатова, Галина Дядина. Конечно, предложение рождается спросом, но многих талантливых авторов родители и дети могут не узнать никогда, потому что их не печатают. Какие, по-вашему, здесь могут быть причины, кроме чисто коммерческих, и как можно изменить ситуацию?- Этот вопрос - в продолжение уже прозвучавшему ответу. Добавлю еще, что в детской литературе очень важен энтузиазм. В нашей культуре в этом смысле существует поразительный пример - библиотекари.

Вот на ком держится и распространение лучшего, и исследование читательских мнений, и вообще вся работа с детской книгой.

Ситуацию можно изменить, если помнить, что нужно не покладая рук доносить буквально до каждого не то, что плохо, а то - что хорошо. Не покладая рук пробиваться в издательства. Не покладая рук создавать читательское общественное мнение. Здесь очень важен фактор времени. Все хорошее пробьется. Как это случилось со стихами Олега Григорьева. Перед энтузиастом детской литературы стоит та же задача, что и перед любым нормальным членом нашего общества: доказывать, показывать, собирать, пропагандировать все хорошее и нужное в нашей профессии.- Какими необходимыми человеческими качествами должны обладать авторы произведений для детей? Понятие «детский писатель» в известной мере условно, и все же - должен ли тот, кого называют детским писателем, любить детей? Если Вы ответите: «да», то как быть с Хармсом, который признавался, что не любит детей, Андерсеном и Пушкиным, которых, говорят, дети порой раздражали, мешали им творить?- Что такое в принципе детская литература? Постараюсь ответить двумя словами: ощущение счастья. Вот это ощущение счастья и должно быть присуще детскому писателю. При этом в своей обыденной жизни он может быть и не вполне счастливым человеком. И даже детоненавистником (хотя… я хотел бы пообщаться с Хармсом или Андерсеном, чтобы узнать из первых рук, так ли уж они не терпели детей). Чувство детского счастья разлито в языке. Тот, кто это понимает и чувствует, может писать для детей независимо от самых трагических обстоятельств собственной жизни.- Не секрет, что даже в семьях педагогов в наше время нередко растут дети, которым телевизор заменяет общение с книгой. Как пробудить у ребенка интерес к чтению? Как добиться этого без «силовых приемов», которые часто приводят к противоположному результату?- У меня есть только один рецепт. Но воспользоваться им можно при условии, что вы начинаете работать с ребенком буквально с его рождения. Это - наша отечественная традиция семейного литературного воспитания. Уделяйте один час в неделю семейному чтению. Собирайте, скажем, по субботам, все вашу семью вокруг стола, и пусть взрослые по очереди читают вслух то, что интересно вашему ребенку. Разглядывайте вместе картинки. Со временем начинайте хоть чуть-чуть разговаривать о прочитанном. Если вы сделаете эту не очень-то большую нагрузку постоянным фактом вашей жизни, почти наверняка у вас вырастет читающий ребенок. Другое дело, что в отрочестве начинаются иные законы и иные пристрастия. Но если заложен фундамент, дом рано или поздно поднимется. Все зависит от родителей и климата в семье.- С какого возраста может быть понятен и интересен детям Пушкин, другие поэты и писатели прошлых веков? Допустимы ли адаптация, сокращение, пересказ произведений авторов прошлого для современных детей? Издаются ли хорошо составленные сборники «для семейного чтения»?- Отвечу лапидарно: с любого, допустимы, издаются. Все, как всегда, стоит на трех китах - мере, вкусе и такте. Выбор - за взрослыми.

Ссылка на источник: http://www.a-novosti.ru/index.php?option=content&task=view&id=235

Календарь новостей