Международный авиакосмический салон (МАКС) в Жуковском показал, что делать лучшую по качеству продукцию уже не достаточно. Все больше внимания уделяется ценовой стороне вопроса. О современных тенденциях авиастроения и практических результатах выставки рассказывает генеральный директор научно–производственного предприятия «Темп–Авиа» В. ЛЕЩЕВ.
– Что представило на МАКС ваше предприятие?
– Мы участвовали сразу в двух ипостасях. Дело в том, что выставка застала нас на стадии перехода из авиаприборхолдинга в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение».
По авиационным приборам был представлен общий комплексный стенд – кабины самолета и вертолета с нашими авиагоризонтами, акселерометрами и другой датчиковой аппаратурой, которая на сегодняшний день является передовой в России.
В части тактического ракетного вооружения мы традиционно работаем над системами стабилизации и управления полетами. Стенд представил собой порядка пятнадцати тактических ракет, которые используются в авиации, на флоте, с наземной техникой.
Переговоры мы не вели. Этим занимались производители конечного продукта. Нас, как прибористов, интересовал уровень развития отрасли. Надо отметить, по основным направлениям мы шагаем в ногу с другими, а по каким–то показателям и впереди. Наши авиагоризонты, например, рассчитаны уже на самолеты пятого поколения.
В плане же систем управления для тактических ракет еще есть над чем поработать. И те задачи, которые предполагали, благодаря выставке обрисовались более зримо.
Приходится делать по-правку и на экономический фактор. Продукт должен быть приемлемым по цене. Сегодня этому уделяют большое внимание как государственный, так и зарубежные заказчики.
За последние десять лет у нашего предприятия появились конкуренты и внутри страны, и за рубежом. При всех положительных, есть и настораживающие моменты. Так, мы проиграли конкурс по авиагоризонтам для Як–18. Наш прибор был лучшим по качеству, более функциональным, надежным, но американский стоил в три раза меньше и это сыграло определяющую роль. Возможно, самолето- строители сделали тем самым ошибку, но нас это заставляет задуматься о производстве более дешевой продукции.
– В каком состоянии находится наша авиапромышленность?
– На салоне были представлены новинки: Су–35 и МиГ–35. Они показали, что Россия очень уверенно приближается к созданию самолета пятого поколения. Можно сказать, уже в одном шаге от решения этой задачи.
Государство начало вкладывать деньги в реструктуризацию нашей отрасли, ликвидацию так называемых узких мест. Разработана масса программ, в том числе по приборостроению. Самолет состоит из множества частей, и все они должны быть самого высоко качества. Не зря считается, что авиация – показатель общего технического уровня страны. Сегодня только США и Россия могут самостоятельно производить современные сложные самолеты.
– Однако пассажирский лайнер «Superjet–100», о котором так много говорят, делается совместными силами.
– К пассажирским самолетам немного другой подход, чем к военным, более открытый. Их выгоднее строить сообща, кооперативно. Будем надеяться, что это не нанесет вреда отечественным производствам. Такая независимая оценка поставщиков по экономическим и техническим параметрам, а также вступление России в ВТО требует от нас максимально приблизиться к стандартам мировой технико–экономической практики. Но для этого необходима и государственная поддержка.
– Каковы перспективы развития вашего предприятия?
– Они только расширяются. Госзаказ стал больше, экспортные поставки не сокращаются. За два года мы удвоили объемы производства продукции. Сегодня серьезно задумываемся об увеличении производительности труда. Демографическая ситуация складывается не в пользу развития промышленности. У нас еще есть резерв, но скоро и он может быть исчерпан. Так что наряду с совершенствованием продукции важное значение приобретает и человеческий фактор. Недавно наша кадровая служба была отмечена как лучшая в стране, будем стараться и дальше вести работу в этом направлении на должном уровне. – Мы участвовали сразу в двух ипостасях. Дело в том, что выставка застала нас на стадии перехода из авиаприборхолдинга в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение».
Ссылка на источник: http://www.a-novosti.ru/index.php?option=content&task=view&id=714
18.09.2007События