Арзамас-Сити.RuАрзамасСайт города Арзамас
Нижегородской области
Карта Арзамаса
Карта Арзамаса
27 февраля 2024, вторник
-5 °Cясно, без осадков
сейчас ночью
$92.63 100.18

Наш ответ «Максу»

Не успел закончиться прославленный авиасалон в Жуковском, как самолеты-истребители снова взмыли в воздух. На этот раз над нижегородским небом. Авиационной базе в районе Саваслейки на днях исполнилось 5 лет. Юбилей был приурочен к празднованию Дня военно-воздушных сил.

Несмотря на неблизкий путь до авиабазы, туда отправилось много арзамасцев. Самыми любопытствующими оказались военнослужащие – 25 наших ребят-«связистов». Мы решили от них не отставать и также прошлись по местам «боевой славы». « Так точно, авиабазе сегодня исполнилось пять лет, – рапортует гвардии майор Евгений Калинин. - Для многих название Саваслейка ассоциируется с военным городком, самолетами, летчиками, и при этом забывается село, рядом с которым и располагается гарнизон. А ведь оно имеет богатейшую историю: и Иван Грозный почтил село своим вниманием, и Пушкин проезжал, да и крупное лесничество здесь когда-то было. Ну а что касается его военных корней, жизнь авиабазы началась в июле 1940 года на станции Сейма. На базе отдельной резервной авиа-эскадрильи был сформирован 166 резервный авиационный полк, командиром которого стал майор Семёнов. Затем подразделение переформировали во второй запасной авиаполк. До настоящего времени был освоен целый ряд летных машин: от ЛАГГ-3 до современных МиГов и «Сушек». Причем освоены досконально: в 95-м году наша группа совершила первый заграничный вояж на Аляску, на авиабазу Эльмендорф. Делегация военно-воздушных сил России согласно плану Министерства обороны РФ по развитию связей с армиями зарубежных государств на 2000 год посетила Финляндию и Швецию. В течение недели пилоты центра боевой подготовки демонстрировали летное мастерство. Ну а пять лет назад на базе 54-го Кировского Гвардейского авиационного полка в связи со штатными мероприятиями был сформирован 148-й центр боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО, юбилей которого мы сегодня празднуем. Даже и не скажешь, что здесь дислоцированы всего человек 40, так много гостей в форме приехало нас поздравить».

Около 15% личного состава получили награды, почетные грамоты, услышали слова благодарности от представителей Нижегородской, Кулебакской и Арзамасской администраций. На взлетной полосе красовались Су-27 Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС и местные МиГи-31. Впечатление не мог испортить даже шум от рева турбин. Судя по реакции окружающих, таких фигур в небе Саваслейки еще никто не видел. Групповые и индивидуальные полеты, мертвая петля, дозаправка в воздухе – сложнейшие виды пилотажа, освоенные на сегодняшний день пилотами-асами. Максимальная высота, на которую может подняться Су-27 – 3000 километров, однако куда больше впечатляет это летящее чудо буквально в 200 метрах над головой. Нам удалось побеседовать с летчиками, несмотря на их явную усталость. «Самое приятное в таких показательных выступлениях - восторги зрителей. Так здорово, когда потом, после посадки, все вокруг аплодируют. Говорят, и во время демонстрации хлопают. Правда, мы все равно этого не слышим… Чувствую себя замечательно. Перегрузки уже не ощущаются – привычка берет свое», - делится впечатлениями капитан Виталий Школенко.

Липецкие асы, недавно вернувшиеся с авиасалона «Макс-2007», по их словам, «выложились» ничуть не меньше, нежели на грандиозной выставке. «Всего пять дней назад прилетели с выступлений, - говорит полковник Евгений Басов. – И знаете, показательные полеты в Саваслейке ничуть не уступают по уровню профессионализма. Я могу об этом заявить с уверенностью, поскольку стаж подобных мероприятий у меня большой. А в Жуковском нашей задачей было воспроизведение маневренного воздушного боя на четырех самолетах Су-27».

У самолетов, оказывается, тоже есть своя молодость, зрелость и старость. Отлетавшие железные «птицы» доживают свой век на полутора гектарах открытого музея в Саваслейке. Аналогов этим машинам нет даже в музее ВВС. Здесь стоят списанные и снятые с вооружения модификации самолетов, на которых летали летчики-истребители за все время существования авиации.

Олеся Маценко

Календарь новостей