Арзамас-Сити.RuАрзамасСайт города Арзамас
Нижегородской области
Карта Арзамаса
Карта Арзамаса
20 апреля 2024, суббота
+7 °Cясно, без осадков
сейчас утром
$94.09 100.53

Продолжение традиций

Почетный гражданин города, почетный авиастроитель, лауреат трех государственных премий, известный не только в нашем городе, но и в стране конструктор авиаприборов и систем управления летательных аппаратов, создатель ОКБ «Темп» М. Мирошников отмечает юбилей – 85–летие.– Все эти годы, насыщенные огромным количеством событий, важных в истории развития отечественного самолето– и ракетостроения, пролетели как один миг. Мое знакомство с Арзамасом началось в далеком 1958–м году. Захолустный городок тогда совсем не приглянулся, но приказ партии следовало выполнять. И судьба так распорядилась, что с арзамасским краем, ставшим впоследствии родным и любимым, связана большая часть жизни. Тогда правительство страны вместе со строительством секретного номерного предприятия – п/я № 15 – приняло решение создать опытно–конструкторское бюро. По предложению П. Пландина мне было доверено организовать ОКБ, а по аналогии со строящимся заводом новому объекту было дано название п/я № 25. Так из Павлова, где по направлению Московского авиационного института пришлось отработать 10 лет руководителем тематического отдела, вместе с пятью перспективными конструкторами мы прибыли сюда, чтобы начать работу с чистого листа. Из предложенных руководством города двух участков для будущего предприятия предпочтение было отдано тому, что на улице Кирова, нам было отведено несколько помещений в здании бывшего облисполкома. В этом же году прибыли молодые специалисты – выпускники Казанского авиастроительного института, и начались первые шаги по освоению нового дела – разработка изделий, создание материально–технической базы ОКБ. С самого начала мы были ориентированы на разработку гироскопических приборов. Первым детищем нашей конструкторской мысли в 1961 году стали датчики угловых скоростей, потом гироскопические стабилизаторы, используемые в системах управления гражданской и военной авиации, следующим этапом стало создание автономных авиагоризонтов, гировертикалей, указателей углов крена и тангажа. Наши приборы в то время составляли серьезную конкуренцию изобретениям французских конструкторов. Вместе с научными разработками осуществлялось строительство – был возведен производственный корпус, сформированы конструкторские и исследовательские подразделения, организованы механический, сборочный, испытательные цеха со всеми необходимыми службами. Первостепенное внимание уделялось развитию социальной сферы – каждые 2–3 года специалисты предприятия заселяли новое жилье, были построены дом культуры со спортивным залом, детская база отдыха, детский сад, бассейн с тренажерным залом и другие объекты. В начале 70–х годов предприятие стало головным в министерстве авиационной промышленности. По каждому из направлений деятельности открылись 16 заводов для серийного выпуска изделий в разных регионах страны. В 1975 году министерство авиационной промышленности поручило ОКБ разработать системы управления для ракетной техники. Под эту тематику были созданы подразделения разработчиков и производственников с комплексом наземной отработки систем, в дальнейшем ставшие научной базой для разработки систем управления для космического корабля многоразового использования «Буран», для применения самых передовых лазерных и цифровых технологий. В 80–е годы в конструкторском бюро работали 12 кандидатов наук, за участие в разработке приборов для авиационной и ракетной отраслей более 100 специалистов предприятия были отмечены орденами. За научные разработки, внедренные в народное хозяйство страны, были удостоены государственных премий В. Шеянов, Р. Шарафутдинов, Н. Бочкарев. В целом за 32 года, отданных мною предприятию, было разработано и внедрено в производство 150 новых изделий для авиационной отрасли. И в каждом из них – и бессонные ночи, и выговоры от министерских руководителей за неудачи, которые иногда случались в ходе испытаний. После таких командировок в Москву требовалось несколько дней для того, чтобы прийти в себя. Но все же это было самое счастливое время – мощный интеллектуальный потенциал сотрудников КБ позволял решать сложнейшие задачи, которые руководство страны ставило перед нами, а также быть первопроходцами, делать открытия, чтобы двигать авиационную и ракетные отрасли вперед, крепить тем самым обороноспособность страны. – Приходилось вам встречаться с известными авиастроителями?– Да, судьба подарила мне встречи с такими известными авиаконструкторами, как П. Сухой, А. Туполев, А. Микоян. Светила самолето-строения вместе с тем очень скромные и простые люди, которые самоотверженно трудились на благо нашей страны.– Что значит в вашей судьбе недопетая песня отечественного ракето– и самолетостроения космический корабль «Буран»?– Более 15 лет жизни отдано созданию приборов управления для этого комплекса. «Буран» совершил двухвитковый полет вокруг земли и приземлился в автоматическом режиме на полосе космодрома. Это была первая и по сей день единственная в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования, был сделан выдающийся вклад в освоение космоса. Но, к сожалению, в пост-перестроечной стране эти новейшие научные достижения не пригодились.Как–то в 90–е годы, уже будучи на пенсии, приехал к сыну в Москву. Прогуливаясь с внучкой по набережной Москвы–реки, увидел в парке эту уникальную машину, которая была превращена в выставочный экземпляр. Слезы навернулись от такой встречи: труд сотен тысяч людей, которые работали над ее созданием много лет, оказался никому не нужным.– Связи с родным предприятием не теряете?– Да, я всегда в курсе всех событий, которые происходят в коллективе. У дела, которое мы начинали более 50 лет назад, есть достойные продолжатели. Предприятие под руководством талантливого руководителя моего ученика В. Лещева сумело выжить в лихие 90 годы, сейчас полностью обеспечено заказами, успешно продолжаются научные разработки, которые находят применение в создании современных летательных аппаратов. Недавно от души порадовался за родной коллектив, когда узнал, что совершил первый полет новый истребитель фронтовой авиации пятого поколения, для которого «темповцы» изобрели уникальный прибор. Жизнь продолжается.Н. АСТРОВА.Фото Е. Галкиной.

Ссылка на источник: http://www.a-novosti.ru/384-prodolzhenie-tradicij.html

Календарь новостей