Арзамас-Сити.RuАрзамасСайт города Арзамас
Нижегородской области
Карта Арзамаса
Карта Арзамаса
20 мая 2024, понедельник
+3 °Cясно, без осадков
сейчас утром
$90.99 98.78

Тот самый капитан

Алые паруса считаются символом несбыточной мечты. Но Б. Быков доказал в очередной раз,

что это только для тех, кто не верит в чудо. Не случайно грот на его «Эврике» именно красного цвета.

Одной веры, однако, оказалось недостаточно, пришлось и потрудиться. Самые дешевые яхты стоят около миллиона долларов. Таким деньгам у пенсионера, бывшего преподавателя сельскохозяйственного колледжа, взяться неоткуда. Но умная голова на плечах да умелые руки - куда больше стоят. Его яхта, которую он построил сам от бушприта до руля, причем по всем законам гидродинамики, даст форму иным покупным парусникам.

- По нашим рекам особенно не поплаваешь, - сетует Борис Васильевич, - когда по Теше шел, пришлось через четырнадцать мостов с помощью лебедки перебираться. До Оки добрался - там, конечно, приволье. У Мурома причаливал, в Нижний Новгород заходил. В первый раз, правда, под областным центром в шторм попал, паруса не успел убрать, и мимо города за пять минут пролетел.

Ненастья на своей «Эврике» яхтсмен не боится. Особенности конструкции обеспечивают непотопляемость судна даже при больших пробоинах.

В судне, рассчитанном по всем правилам кораблестроения, применено немало прогрессивных технических решений. Руль, например, не плоский, а овальной формы, что улучшает управление, а в передней части находится гидродинамическое кольцо, которое отбрасывает завихрения воды далеко за корму, снижая торможение.

Самодельные лодки всегда оригинальны. «Эврика» с вида напоминает ракету, чем вызывает неподдельный интерес нижегородских яхтсменов, да и простых обывателей. Такая форма во многом была задана особенностями исходного материала, но сначала - об истоках, причинах, побудивших Бориса Васильевича стать судостроителем и судовладельцем. Понятно, что здесь не обошлось без мечты.

- В детстве я страстно хотел быть моряком, - вспоминает яхтсмен. - Поэтому, когда после окончания школы представитель ленинградского военно-морского училища приехал к нам осуществлять набор, я первый подал заявление. Учился хорошо и собеседование прошел успешно. Но тогда был очень жесткий отбор по состоянию здоровья, а у меня уже начинало садиться зрение. Из-за этого и остался на суше, однако мечту не забыл.

Когда работал, мы с друзьями часто отправлялись в водные походы на байдарках по рекам области. Но, что не нравилось, постоянно приходилось на ночь разбивать лагерь, потом сушить палатки, что отнимало много времени. А в дождливую погоду - нередко промокали насквозь. В каюте же моей яхты, рассчитанной на два спальных места, всегда сухо и тепло, а кокпит накрывается брезентом на каркасе и с него даже в ливень можно рыбачить, как из беседки.

Основной материал для корпуса нашел, как это обычно бывает, на свалке, что когда-то была за заводом ЖБК, мимо которой ходил в лес по грибы. Поэтому и название дал яхте «Эврика». Среди прочего там лежали металлические цилиндры около метра в диаметре. Помятые, конечно, дырявые, они, может, там с десяток лет валялись. Да и у меня идея их использовать возникла не сразу. Но как-то взял ножовку и отпилил несколько частей более пригодных. Смастерил сани из охотничьих лыж и перетащил в гараж. На постройку потребовалось около полутора лет. Перечитал немало соответствующей литературы, провел необходимые рассчеты. До всего додумывался сам - посоветоваться-то было не с кем. На воду впервые спустил яхту зимой 2002-го, для чего пришлось вырубить прорубь на пруду, а весной 2003-го уже прошел на ней около пятисот километров, и ни разу она меня не подвела - все расчеты оказались верными.

У «Эврики», как и полагается, есть судовой билет, где среди прочего отмечены ее характеристики: длина - 4,73 метра, ширина - 1,52м, высота борта - 0,58м, площадь паруса - 8,2 м2, грузоподъемность - 530 кг. С такими габаритами легко можно и в море выходить, тем более что корпус сделан из двухмиллиметрового железа.

Автору этих строк удалось испытать «Эврику» и на ходу. Ощущения были совершенно особенные. Яхта скользила по глади Пустынских озер так плавно, что о скорости движения можно было догадаться только по завихрениям воды за кормой да быстро остающимися позади лодкам отдыхающих и удаляющимся берегам. Управлять ей оказалось совсем не сложно, она слушалась даже легкого движения руля, а большой алый парус подхватывал малейшие дуновения ветерка. При желании справиться можно и одному, но лучше, когда команда состоит из двух человек: рулевого и шкотового, который следит за парусом. Да и веселее путешествовать в компании. Только вот, как оказалось, найти подходящего напарника не так-то легко, а то бы Борис Васильевич давно уплыл в путешествие по разработанному им маршруту по рекам России до самого Владивостока.

П. ПРИХОДЧЕНКО.

Фото автора

и из архива Б. Быкова.

Ссылка на источник: http://www.a-novosti.ru/index.php?option=content&task=view&id=501

Календарь новостей