Арзамас-Сити.RuАрзамасСайт города Арзамас
Нижегородской области
Карта Арзамаса
Карта Арзамаса
20 мая 2024, понедельник
+3 °Cясно, без осадков
сейчас утром
$90.99 98.78

Кризисы роста

Вся наша жизнь разбита на множество этапов.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют так называемые критические периоды, или кризисы. В это время происходит разрушение прежних форм и отношений человека с окружающим миром и формирование новых, говорит психолог реабилитационного центра для детей-инвалидов Ольга Марчус. Кризис на самом деле необходим, прежде всего, для психического развития личности.

- Первый кризис, с которым сталкивается ребёнок и его родители,– кризис одного года. Основным видом деятельности младенца является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. И главное достижение к концу первого года жизни - физическая активность, а именно, способность ходить. Любое ограничение его движений приводит к тому, что ребёнок начинает демонстрировать протест, негативизм, упрямство.

Что делать?

- Организуйте пространство младенцу так, что бы в поле его зрения было как можно меньше опасных предметов.

Развитие ребёнка в преддошкольном возрасте идёт по пути постепенного приобретения самостоятельности, умений передвигаться без помощи взрослых, излагать свои мысли словами. Возникают начальные формы высших эмоций и чувств, такие, как моральные и эстетические чувства, связанные с овладением понятий «можно-нельзя», «красиво-некрасиво».

Ближе к трём годам ребёнок, взрослеет, начинает осознавать себя как личность и добиваться самостоятельности. Этот период знаменуется возникновением кризиса трёх лет. Первый симптом – негативизм, отказ от выполнения любых требований взрослых, причём это реакция не на содержание, а на саму просьбу. Второй – своеволие, которое проявляется в том, что малыш настаивает на самостоятельности принимаемых им решений. Как часто от 3-летнего человека можно услышать: «Я сам!»

Что делать?

Родителям совет – будьте как можно более терпеливыми по отношению к ребёнку. Он даёт понять взрослому, что его не устраивает прежняя форма контроля и опеки со стороны родителей.

При кризисе семи лет ребёнок теряет былую непосредственность. Часто можно увидеть дошколёнка, который то и дело манерничает, паясничает. Проявляется симптом «горькой конфеты». Если за плохое поведение его незаслуженно оценивают хорошо, его этот факт огорчает.

Что делать?

Настраивайте ребёнка на успех. Убеждайте его в том, что у него все получится, и он всё сможет. Родителям просто необходимо подчеркивать в малыше его значимость.

Все родители более всего опасаются именно этого периода развития – переходного возраста – от 11 до 14 лет. Он проявляется, прежде всего, в жажде независимости, упрямстве. Авторитет взрослого на этот период обесценивается. У подростка появляется ревностное отношение к собственности. Он может требовать у домочадцев не входить в его комнату без стука, не трогать его вещи на столе. Кризис действительно необходим для становления личности. Это время сепарации, отделения ребёнка от взрослого в своём сознании.

Что делать?

Один из способов демонстрации своей «взрослости» - поздние возвращения домой. Ни в коем случае не употребляйте как меру воздействия строгий запрет, если не хотите спровоцировать конфликт. В этом случае попытайтесь найти компромисс: пусть подросток придёт домой не в 8 часов, как того хотите вы, и не в 11 часов, как того хочет он, а в 10 вечера. Родителям, так или иначе, придется психологически подстроиться под новые требования ребёнка.

И последний кризис юношества – это кризис идентичности в 17-18 лет. У юношей и девушек пока нет чётких представлений о своём жизненном пути и будущей профессии. У этого кризиса есть свои отрицательные стороны: подросток может избегать межличностных контактов, проявляется страх взросления, неумение мобилизовать свои ресурсы, отказ от самоопределения.

Что делать?

Подростка нужно направить на самостоятельное решение собственных проблем. Как правило, дети с успехом справляются с этим кризисом.

Олеся Маценко

Календарь новостей