Любой покупатель изначально воспринимается как слабая сторона в отношениях купли-продажи. Может быть, потому российский законодатель стремится как можно сильнее упрочить его положение. Так, с 12 декабря 2007 года вступили в силу изменения, внесённые в закон РФ «О защите прав потребителей». Само собой, эти изменения благоприятны лишь для «слабой» половины товарно-денежных отношений. А вот работникам торговли, по-видимому, скоро придётся подумать о создании своего «закона о защите прав продавцов». Почему, судите сами.
Теперь потребитель имеет право потребовать вернуть деньги за покупку: если в новеньком авто не закрывается бардачок, если холодильник пробудет в ремонте более 30 дней в году, если «мобильник» находится в ремонте более 45 дней подряд, а также потребовать заплатить неустойку за не вовремя доставленный товар по предоплате. Эксперты называют новый вариант закона раем для потребителей. А вот предприниматели говорят, что это клиентский экстремизм, и ссылаются на то, что люди якобы будут менять подержанные товары на новые под самыми разными предлогами.
Об изменениях, внесённых в закон, рассказала начальник отдела по обращениям граждан и юридических лиц департамента административно-правовой работы Светлана Хусаинова.
- Изменения коснулись защиты прав потребителей технически сложных товаров. Ранее законом было предусмотрено, что требования о замене таких товаров на товары аналогичной марки, модели, артикула подлежат удовлетворению только в случае обнаружения существенных недостатков товара. Теперь эта норма изменена: в течение 15 дней со дня передачи потребителю технически сложного товара покупатель может потребовать замены товара в случае обнаружения в нём любых недостатков. В этот же срок, если недостатки обнаружены, он имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По истечении этого срока требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенного недостатка товара. То же самое касается товара, если его невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Ещё одно изменение: определены сроки проведения экспертизы товаров и регламентированы требования к её проведению. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец или изготовитель обязаны провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель же вправе присутствовать при экспертизе и только в случае несогласия с её результатами оспорить заключение в судебном порядке.
Внесены поправки в статью 20 закона «О защите прав потребителей», которые касаются сроков устранения недостатков товара, определяемых в письменной форме соглашением сторон; изменились требования к предоставлению товара на период ремонта.
Если срок устранения недостатков не определён в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учётом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.
Олеся Маценко
Перечень технически сложных товаров
1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним
2. Мотоциклы, мотороллеры
3. Снегоходы
4. Катера, яхты, лодочные моторы
5. Холодильники и морозильники
6. Стиральные машины автоматические
7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами
8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы
11.01.2008События