Арзамас-Сити.RuАрзамасСайт города Арзамас
Нижегородской области
Карта Арзамаса
Карта Арзамаса
17 мая 2024, пятница
+8 °Cпасмурно, без осадков
сейчас утром
$90.92 98.90

Забота о ближнем

В конце прошлого века в России начали появляться попечительские советы, которые до революции 1917 года считались обычной реалией, а в Советском Союзе хотя и существовали, но изменили свою функцию. Правда, недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Подобная форма заботы о ближнем имеет не один плюс, а сама история их появления и развития представляет собой познавательную информацию, не лишенную поучительных моментов для современных состоятельных людей.Понятие «попечительство» имеет многовековую историю, однако в XIX веке оно расширяет свое значение – от заботы, радения о судьбе конкретного человека к попечению о целых отраслях жизни общества.Попечительские советы в Арзамасе и уезде создавались на основании «Учреждения о губерниях» 1775 года и находились в ведении приказов общественного призрения, в ведомство которых входили школы, больницы, аптеки, богадельни, сиротские, работные и смирительные дома. Приказы общественного призрения были упразднены к 70–м годам позапрошлого столетия и забота о призреваемых была передана земствам и городам. Попечительские советы создавались с целью изыскания денежных средств, которые способствовали бы организации и деятельности приютов для беспризорных и бедных детей, богаделен, учебных заведений, больниц и т. д. Первоначально забота о бедных и сиротах в городе и уезде была сосредоточена в сиротском суде, при котором находились благотворительные капиталы, проценты с которого раздавались бедным и употреблялись на другие дела благотворительности. Первым жертвователем этих капиталов был купец И. Феоктистов.В начале XIX века купец И. Попов, неоднократно избиравшийся городским головой, содержал на свои средства воспитательный дом для круглых сирот и подкидышей. Долго Алексей Иванович не мог приобрести дом для размещения малолетних сирот. Вначале им был куплен деревянный дом, но тот оказался неудобным для воспитательного приюта. Тогда было решено построить особое здание, проектирование которого было поручено М. Коринфскому. На генеральном плане города 1832 г. этот дом отмечен как общественная постройка. Располагался он вблизи церкви Спаса Нерукотворного.И. Попов писал нижегородскому губернатору: «...после жизни же моей и жены моей, которая приемлет истинное участие в призрении невинных жертв, отдать хочу и весь дом со всеми службами, довольно обширным садом для спасательного сего заведения». К сожалению, со смертью Попова воспитательный дом закрыли.В1866 г. в городе организована общественная богадельня, которая была предназначена «для призрения не имеющих средств к существованию престарелых и увечных обоего пола и всех сословий, но преимущественно из местных граждан». Арзамасская общественная богадельня располагалась в доме, пожертвованном потомственно–почетным гражданином города И. Ступиным, близ Алексеевского монастыря и содержалась также на средства благотворительного капитала, из которого ежегодно отпускалось по 800 рублей, а с сентября 1907 г.

– по 1000 рублей, а также на приношения от посторонних благотворителей деньгами, вещами и припасами. Богадельня состояла в ведении городского общества под непосредственным наблюдением городской Думы. Управление богадельней поручалось состоящему при городской Думе попечительскому совету, состоявшему из городского головы, в качестве председателя, директора общественного банка и попечителя богадельни, избираемого городским обществом на трехлетний срок. Среди ее попечителей наиболее известны купец П. Никитин, избираемый на эту должность неоднократно, и коллежский советник Ф. Благодатский.Попечительский совет богадельни заседал дважды в месяц. В его обязанности вменялись: ежемесячная проверка сумм заведения, прием в богадельню и увольнение из нее призреваемых, ежеквартальное рассмотрение отчетов и приходно–расходных книг, ежеквартальный отпуск попечителю денег на содержание заведения, представление отчетов в городскую Думу.Непосредственно хозяйством и благоустройством заведовал попечитель (он же эконом). Согласно параграфу 11 Устава богадельни попечитель жертвовал на ее содержание 100 рублей в год. Совет для службы в богадельне нанимал смотрителя, в обязанности которого входили надзор за призреваемыми, наблюдение за порядком и чистотой, хранение имущества, ежемесячный отчет попечителю о состоянии богадельни.В документах арзамасского госархива, в фонде арзамасской городской управы имеется доклад ревизионной комиссии по проверке отчетов о деятельности подведомственных городской управе учреждений за 1907 г. В докладе, в частности, говорится, что первоначально в богадельне было учреждено 20 кроватей и благодаря действиям совета богадельни, в особенности ее попечителя П. Никитина, в 1906–1907 гг. в ней призревалось 113 человек, в том числе 28 мужчин и 85 женщин, из них мещан и цеховых – 108 человек, крестьян – 3, военных инвалидов и солдаток – 2. Также председатель ревизионной комиссии Н. Щегольков в докладе указывал о необходимости поминания имен жертвователей, благодаря которым и действовала богадельня. В 1908г. городская Дума постановила поминать при совершении литургий в богаделенской церкви жертвователей, а также присвоить их имена 21–й кровати (среди жертвователей были И. Ступин, И. Николаев, Н. Суворов, В. Подсосов и многие другие).В1888 г. в Арзамасе открылся общественный дом призрения бедных малолетних детей на средства, пожертвованные купцами И. Белоусовым и П. Серебренниковым, кстати, в декабре 1888 г.

ему присвоено наименование в честь учредителей. Приют был рассчитан на 25 детей, и в него принимались преимущественно сироты и дети, чьи родители не могли дать по каким–либо причинам воспитания. Возраст детей составлял от 5 до 12 лет, затем дети передавались на попечение родственников, либо пристраивались куда–либо в услужение. Принимаемые в дом призрения дети не должны были иметь каких–либо физических или умственных недостатков, а также болеть на момент поступления заразными болезнями. Дом призрения управлялся советом, состоявшим под председательством городского головы из попечителей, избираемых городской Думой, и двух членов совета. Попечителями арзамасского общественного дома призрения бедных детей были А. Будылин, В. Бебешин, Г. Кащеев, П. Никитин, Д. Сурин, И. Серебренников, Н. Щегольков и другие.В 1911 г. в доме детского призрения воспитывалось 8 мальчиков и 16 девочек в возрасте от 7 до 15 лет, из них 1 ребенок потомственно–почетных граждан, 22 ребенка мещан и цеховых и 1 крестьянский ребенок.В 1903 г. в доме детского призрения на средства, пожертвованные попечителем приюта А. Николаевым, были устроены ремесленные классы: для мальчиков по башмачному ремеслу, для девочек – по шитью и кройке, с целью подготовки воспитанников к практической трудовой жизни по выходе из дома призрения.Заработанные ими деньги были вложены в сберкассу госбанка и составляли фонд на выдачу пособий воспитанникам при выходе их из дома детского призрения.Дом призрения бедных детей также существовал на пожертвования, сделанные для его учреждения и содержания. Этот капитал по постановлению совета считался неприкосновенным, а на расходы по содержанию дома призрения выделялись проценты с капитала. Среди жертвователей были П. Серебрянников, И. Николаев, И. Зайцевский.Помимо денежных пожертвований этот дом владел недвижимым имуществом: каменным зданием, находящимся на углу Скоблинской, Новомосковской и Ефстифеевской улиц (ныне это дом по ул. Ленина), пожертвованный купцом Белоусовым, и деревянным – по Новой улице, где и располагался сам приют.На территории Арзамасского уезда действовало также уездное попечительство детских приютов, которое начало свою деятельность с 7 февраля 1899 г. В его ведении находилась Кичанзинская богадельня–приют, открытая в июне 1903 г., и содержалась на проценты с капитала 10 тыс. рублей, пожертвованного крестьянином села Кичанзина К. Сочковым, на большую часть средств которого было построено здание богадельни. Согласно его воле в богадельне–приюте имели право на призрение преимущественно уроженцы Кичанзина в количестве 12 человек. На свободные вакансии, но не более трех человек, в виде исключения, могли допускаться жители и других селений Абрамовской волости.В заключение можно сказать, что это благое дело сегодня должно иметь самое широкое распространение. А вот инициатива в этом должна исходить не только от государства, но и со стороны общества в целом.Ю. ПАНИНА,ведущий методист государственного архива Нижегородской области.

Ссылка на источник: http://www.a-novosti.ru/index.php?option=content&task=view&id=1815

Календарь новостей