Арзамас-Сити.RuАрзамасСайт города Арзамас
Нижегородской области
Карта Арзамаса
Карта Арзамаса
24 апреля 2024, среда
+16 °Cясно, без осадков
сейчас вечером
$93.29 99.56

Задачу ставит жизнь

Что такое инновационное мышление? Как рождаются и используются изобретения? Кто способен создавать новое? Об этом мы побеседовали с Сергеем Юрмановым, начальником лаборатории АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» (АПЗ).

– Сергей, сколько у вас патентов на изобретения? Чем вы занимаетесь на предприятии, какова ваша зона ответственности?

– Патентов у меня что-то около десяти, не считал. Занимаюсь я в принципе тем, что предприятию необходимо, и задачи постоянно меняются. Сегодня динамика развития техники такова: что предприятию было важно вчера, завтра может оказаться уже неактуально. И важно еще понимать, что ОПК организован сейчас так, что техзадание от заказчика на какую-то модернизацию устаревшего решения или инновационные разработки, мы, по сути, не получаем, а скорее придумываем сами. То есть подавляющее большинство разработок создаются в инициативном порядке. Большую роль играет самостоятельное творческое мышление разработчика.

– То есть заказчик не дает ТЗ на модернизацию того или иного прибора, на улучшение его характеристик, даже в случае, когда очевидно, что это необходимо?

– Не всегда так однозначно можно утверждать, но во многих случаях так и есть. Тут все упирается в деньги. Дело в том, что за НИОКР надо платить. Конечно, гораздо выгоднее получить готовое решение, созданное в инициативном порядке, и заказывать уже готовый продукт, не вкладываясь на этапе разработки. Очевидная экономическая выгода для госзаказчика, но при этом не менее очевидная экономическая нагрузка и риск для исполнителя, который тратит на разработку собственные средства и время, не имея никаких гарантий.

– Какова роль изобретателя в современной системе взаимодействия заказчика и исполнителя?

– Роль специалиста, который в принципе ведет новые разработки, многогранна. В первую очередь он должен не только понимать свою узкую специфику, но и хорошо знать смежные отрасли, то есть обладать широким профессиональным кругозором. Он должен понимать, куда потенциально может пойти его изобретение, задолго до того, как оно дойдет до внедрения, предвосхитив при этом требования потенциальных заказчиков.

– То есть изобретатель сам себе ставит задачу и сам ее решает?

– Не совсем так. Я бы даже сказал, он скорее предусматривает и предвосхищает задачу. Дается некое ТЗ, но если ты не понимаешь до конца специфику применения изделия, то не сможешь сгенерировать никакого усовершенствования. Или некоторые моменты, не оговоренные в ТЗ, просто можешь не учесть и пойти по неверному пути.

– Можем ли мы утверждать, что практически все инновационные идеи, все изобретения сегодня делаются только в инициативном порядке, а не по госзаказу? Кто тогда ставит задачу?

– Задачу ставит сама жизнь. Мы, например, я и мои коллеги, совещаемся, обсуждаем какую-то проблему и принимаем решение о том, что необходимо что-то усовершенствовать. Важно, что в большинстве случаев руководство предприятия поддерживает и ценит идеологов инновационных разработок. Творческое мышление важно поддерживать, но и руководство ему необходимо: иногда полет креативной мысли требуется вовремя остановить. И такое бывает.

Вообще у нас на предприятии работа делается не ради процесса, а ради результата. На этом все построено.

– То есть это политика АПЗ – поддерживать креативных лидеров?

– Конечно, иначе я не смог бы здесь работать, было бы просто неинтересно.

– Вы удовлетворены реальным воплощением ваших идей? Можете привести примеры?

– Скажем так, примерно каждая вторая идея доходит до патентования, и каждая вторая из запатентованных становится реально востребованной. В принципе, это неплохой КПД.

На экскурсии по предприятию вам показывали многолучевой упругий подвес гироскопа. Это как раз один из примеров воплощения запатентованного семь лет назад изобретения. Тогда была вполне конкретная проблема, которую хотелось решить. Само изделие удовлетворяло заказчика, но в процессе регулировки и испытаний системы, в которую входит гироскоп, возникало очень много сходов из-за внешних механических воздействий. Надо было получить больший запас прочности. Мы попытались пойти по накатанному пути, готовое решение было не плохим, но и не хорошим, нас оно не удовлетворяло. А когда долго думаешь над задачей, не останавливаешься на среднем варианте, который кое-как годится, решение иногда приходит неожиданно. Я, например, придумал новый подвес, когда детскую коляску для дочери ремонтировал. Если человек имеет достаточно желания, упорства, навыков и знаний, то результат обязательно будет. Любую конструкцию можно сделать идеальной, это только вопрос соотношения затрат и результата. В случае с новым подвесом для гироскопа, о котором я рассказывал, это соотношение как раз получилось очень неплохим. Мы увеличили запас прочности прибора в четыре раза, при этом затраты на изготовление самой детали возросли процентов на десять.

– При этом заказчик и не требовал никаких модернизаций, это была ваша инициатива?

– Именно так, заказчика изначально устраивал результат, поскольку он соответствовал базовым требованиям, которые предъявлялись к прототипу. Мы сами понимали, что можно уменьшить количество отказов за счет значительного увеличения запаса прочности и сделать работу прибора в разы эффективнее.

– Вы удовлетворены уровнем признания и востребованности? Считаете ли финансовое, в том числе, вознаграждение вашей изобретательской деятельности достойным?

– Скажем так, человеку всегда хочется больше, чем он имеет, и это нормально. Но в целом я вполне удовлетворен и востребованностью, и материальным вознаграждением. Руководство нашего предприятия ощутимо стимулирует сотрудников, которые креативно решают актуальные задачи. У нас инициативу ценят. Никогда не останавливаться на достигнутом результате, а думать, что ты можешь сделать еще, что улучшить, – это и есть идеология инновационного подхода, это должно быть интересно само по себе, иначе будет стагнация. Необходимо постоянно поддерживать желание найти оптимальное решение. Это такой определенный тип мышления.

Руководить творческими людьми – это вообще особый дар. Ограничивать изобретателей непродуктивно, а не ограничивать – опасно. То есть нужен очень правильный баланс установленных рамок, как раз на АПЗ он идеально соблюдается. Каждая запчасть в механизме должна работать синхронно, в том числе, изобретатели и их идеи. Изобретательство – это элемент огромного механизма, можно сказать, всего ОПК, который необходимо грамотно поддерживать, использовать и контролировать.

– Как обстоят дела с младшими коллегами? Есть новые интересные кадры?

– По роду моей деятельности мне часто приходится пересекаться со студентами. Многие толковые ребята, которых я хотел бы видеть у нас на предприятии, учатся в Москве, и я не знаю, как их убедить приехать в Арзамас. Некоторые оканчивают вуз в столице, а потом идут работать совершенно не по профессии, чуть ли не продавцами, но в Москве. Может, пора вернуть распределение для бюджетных вузов, как было раньше? В конце концов, если люди учатся за государственные деньги, то надо как-то возвращать долг государству. Молодые ребята могут и должны отработать по профессии на предприятии, которое нуждается в специалистах. А задача предприятия – сделать так, чтобы они захотели там остаться.

Ссылка на источник: https://dfnc.ru/arhiv-zhurnalov/2019-6-59/zadachu-stavit-zhizn/

Календарь новостей